8 марта 2016 года ушел из жизни Джордж Мартин

8 марта 2016 года ушел из жизни сэр Джордж Генри Мартин (англ. George Henry Martin; род. 3 января 1926 года) — британский музыкальный продюсер, аранжировщик и композитор, известность которому принесла его работа с группой «The Beatles» в 1960-е годы (его иногда называют «пятым битлом»: он продюсировал почти все пластинки группы).

Помимо «The Beatles» Мартин работал с отдельными участниками группы после её распада, а также с другими исполнителями («America», «Ultravox», Селин Дион, Джефф Бек, Элтон Джон). Командор ордена Британской империи. В списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone находится 24 песни спродюсированые Джорджом Мартином, больше чем у любого другого продюсера данного списка.

Джордж Мартин ещё до «The Beatles» продюсировал записи Ширли Бэсси и Мэтта Монро, скиффл- и джазовых коллективов, записи комедийных актёров. После того, как менеджер «The Beatles» Брайан Эпстайн привёл в фирму Parlophone, где работал Мартин, Силлу Блэк, Gerry & The Pacemakers, Billy J. Kramer And The Dakotas, Мартин продюсировал и их пластинки. В 1965 году Мартин создал собственную студию AIR London. В 1970-х был продюсером ряда хитовых альбомов группы «America», работал также с Нилом Седакой, «Mahavishnu Orchestra», Ринго Старром, Полом Уинтером, Джимми Уэббом и Джеффом Беком.

Продолжал поддерживать отношения со всеми бывшими участниками «The Beatles», в 1977 году подготовил выпуск концертного альбома «The Beatles at the Hollywood Bowl», был продюсером сольных альбомов Пола Маккартни, саундтрека к его фильму «Give My Regards To Broad Street». В конце 1970-х годов построил студию на карибском острове Монтсеррат, в ней записывались Пол Маккартни, «Dire Straits», «Rolling Stones». В 1989 году ураган уничтожил студию, и многие музыканты отдали свои записи для созданного Мартином благотворительного альбома «After The Hurricane». Джордж Мартин также был продюсером телевизионного документального фильма, посвященного 25-летнему юбилею альбома «Sgt. Pepper`s Lonely Hearts Club Band», подготовил три двойных CD «The Beatles Anthology)». Последняя его работа (вместе с сыном Джайлзом) — альбом «Love», за который он получил Grammy в 2008 году.

Каждую вновь созданную песню музыканты «The Beatles» (прежде всего, Леннон и Маккартни) предъявляли Мартину, которую тот оценивал (как продюсер) не только с точки зрения коммерческой привлекательности, но осуществлял и её общемузыкальную экспертизу. Роль Мартина в коллективной работе над композицией ещё более возросла с тех пор (примерно с 1966), как группа отказалась от «живых» концертов, сосредоточившись на работе в студии звукозаписи (когда появилась возможность наложения аудиотреков, экспериментов с магнитофонной лентой и других специальных возможностей записи, непредставимых в живом концертном звучании). Музыкальный профессионализм Мартина (знавшего инструментоведение и владевшего мастерством академической оркестровки) способствовал тому, что «сырые» заготовки песен приобретали формально законченный вид и профессиональный лоск.

Большинство аранжировок, запечатлённых в аудиозаписях Битлз, были написаны Мартином для разных инструментальных составов, вплоть до небольшого симфонического оркестра (в ранних записях Мартин также нередко фигурировал как пианист, а в песне «In My Life» исполнил виртуозное соло на барочном клавесине).

Именно по его инициативе (против которой первоначально Маккартни возражал) в записи «Yesterday» появился струнный квартет.

В песне «Penny Lane» Мартин ввёл партию трубы пикколо, оформив мелодию (которую напел Маккартни) как виртуозное соло, стилизованное под баховские Бранденбургские концерты.

Мартин оркестровал для струнного оркестра песню «Eleanor Rigby» и выступил в записи также как дирижёр.

Для песни «I Am the Walrus» он написал оригинальную аранжировку с участием ансамбля медных духовых инструментов, скрипок, виолончелей и вокального ансамбля.

В песне «A Day in the Life» Мартин реализовал знаменитую «апокалиптическую» кульминацию композиции (с использованием алеаторики), которую было решено воплотить в звучании симфонического оркестра.

В свои аранжировки Мартин вплетал эксперименты с магнитофонной лентой, включая её задом наперёд и меняя скорость воспроизведения («Strawberry Fields Forever»). Создавая цирковую атмосферу, которой требовал Леннон в песне «Being for the Benefit of Mr. Kite!», придумал закольцевать плёнку с фрагментами органного проигрыша (на органах играли Мартин и Леннон).

Мартин также делал оркестровую обработку песни «Good Night», написал оркестровую партитуру для фильма «Yellow Submarine», участвовал во многих других композициях, в которых были заняты (помимо членов группы) академические музыкальные инструменты.

Джордж Мартин также автор книги воспоминаний под заглавием «All you need is ears», ряд глав которой посвящён его работе с «The Beatles».

смотреть трейлеры фильмов ужасов онлайн